После семи месяцев разработки [ опубликован ](
https://godotengine.org/article/godot-4-4-a-unified-experience/ ) выпуск свободного игрового движка [ Godot 4.4 ](
http://www.godotengine.org/ ) , подходящего для создания 2D- и 3D-игр. Движок поддерживает простой для изучения язык задания игровой логики, графическую среду для проектирования игр, систему развёртывания игр в один клик, возможности анимации и симуляции физических процессов, встроенный отладчик и систему выявления узких мест в производительности. Код игрового движка, среды проектирования игр и сопутствующих средств разработки (физический движок, звуковой сервер, бэкенды 2D/3D рендеринга и т.п.) [ распространяется ](
https://github.com/okamstudio/godot/ ) под лицензией MIT.
Исходные тексты движка были [ открыты ](
https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=39053 ) в 2014 году студией [ OKAM ](
https://web.archive.org/web/20171003053858/https://okamgames.com/ ) , после десяти лет развития проприетарного продукта профессионального уровня, который использовался для создания и публикации [ многих игр ](
https://web.archive.org/web/20181017194214/http://okamgames.com/portfolio ) для PC, игровых консолей и мобильных устройств. Движком поддерживаются все популярные стационарные и мобильные платформы (Linux, Windows, macOS, Wii, Nintendo 3DS, PlayStation 3, PS Vita, Android, iOS, BBX), а также разработка игр для Web. Готовые для запуска бинарные сборки [ сформированы ](
https://www.godotengine.org/download/ ) для Linux, Android, Windows и macOS.
В результате серьёзного конфликта (подробнее: [ 1 ](
https://www.youtube.com/watch?v=2f74Lh0zRtk ) , [ 2 ](
https://www.youtube.com/watch?v=0K7mmO8hCtM ) , [ 3 ](
https://www.youtube.com/watch?v=wdeto5kXd40 ) , [ 4 ](
https://www.youtube.com/watch?v=RqPrFmESFxc ) , [ 5 ](
https://www.youtube.com/watch?v=uRACV-Gtfbg ) , [ 6 ](
https://www.youtube.com/watch?v=k3s72sxWPSg ) , [ 7 ](
https://www.youtube.com/watch?v=YLV_SeYMi3U ) , [ 8 ](
https://www.youtube.com/watch?v=I-vGUzC75Ag ) , [ 9 ](
https://www.youtube.com/watch?v=fkps3RUTy2c ) , [ 10 ](
https://www.youtube.com/watch?v=Ma87X6a0n88 ) ) в сообществе в прошлом году [ был основан ](
https://www.redotengine.org/blog/redot-why-we-forked ) форк проекта - [ Redot ](
https://www.redotengine.org/ ) . Форк стал ответом на жёсткую политику модерации в официальных каналах общения и непринятия разработчиками Godot суждений, расходящихся с их взглядами. Причинами создания форка названо желание решить проблемы с управлением сообществом и вернуться к работе на благо сообщества, а не во имя корпоративных интересов. Проект Redot пытается построить инклюзивное сообщество, в котором принимаются любые личные убеждения разработчиков, не приемлема политизация процесса разработки и основное внимание сосредоточено только на создании игр. В настоящее время активность [ разработки форка ](
https://github.com/Redot-Engine/redot-engine/commits/master/ ) существенно отстаёт от [ движка Godot ](
https://github.com/godotengine/godot/commits/master/ ) .
Основные изменения в Godot 4.4:
• Добавлена официальная поддержка использования библиотеки Jolt в качестве альтернативного движка симуляции физических процессов.
• На платформах Linux, Windows и Android реализована возможность встраивания игры непосредственно в окно редактора (без открытия отдельного окна). Новый режим позволяет взаимодействовать с игрой как с остальными частями редактора, при том, что как и раньше игра выполняется в отдельном процессе.
• В редактор добавлен режим интерактивного изменения запущенной или приостановленной игры. Например, теперь можно на лету менять положение камеры или вносить изменение в сцену.
• В версию редактора для платформы Android добавлена поддержка стандарта OpenXR и реализована возможность редактирования игр в режиме виртуальной реальности. В настоящее время в редакторе поддерживаются 3D-шлемы Meta Quest 3, Quest 3S и Quest Pro.
• Добавлена поддержка убершейдеров (ubershader), предварительно скомпилированных универсальных вариаций каждого шейдера, которые включают в себя все возможности, необходимые для рендеринга. Убершейдеры используются в качестве резервных в моменты, когда специализированный шейдер ещё не скомпилирован, что позволяет избавиться от подвисаний, возникающих из-за ожидания завершения компиляции шейдеров на лету.
• Добавлена поддержка интерполяции при симуляции физических процессов в трёхмерном пространстве (в прошлой версии интерполяция была доступна только для 2D). Интерполяция добавляет дополнительные кадры для отрисовки промежуточных состояний между текущей и следующей позициями объекта, что делает вывод более плавным на экранах с высокой частотой обновления и на маломощных устройствах.
• Добавлена поддержка алгоритма тональной коррекции AgX (tone mapper), позволяющего добиться более реалистичных результатов при наличии пересвеченных областей, за счёт приближения ярких цветов к белому цвету по аналогии с настоящими камерами. По сравнению с реализацией из Blender, алгоритм упрощён и оптимизирован для использования при отрисовке в режиме реального времени.
• В язык GDScript добавлена поддержка типизированных словарей (ассоциативных массивов):var typed_key_value: Dictionary[int, String] = { 1: "first value", 2: "second value", 3: "etc" }
var typed_key: Dictionary[int, Variant] = { 0: "any value", 10: 3.14, 100: null }
var typed_value: Dictionary[Variant, int] = { "any value": 0, 123: 456, null: -1 }
• Добавлена поддержка идентификации ресурсов по уникальным идентификаторам (UID), не привязанным к файловому пути.
• В редакторе реализована возможность прикреплять (snap) 3D-объекты к другим поверхностям в сцене.
• В нижнюю панель редактора добавлена вкладка для вычисления произвольных выражений с учётом состояния, зафиксированного при срабатывании точки останова.
• В редактор GDScript добавлены подсказки с информацией из документации, всплывающие при наведении курсора на функции, переменные и классы.
• Обеспечено запоминание состояния окна редактора и его восстановление после перезапуска.
• В версии редактора для платформы Android реализована поддержка генерации и экспорта APK-пакетов и исполняемых файлов для других платформ.
• На платформе Linux реализована поддержка web-камер.
• Добавлена поддержка загрузки WAV-файлов на лету, по аналогии с файлами OGG Vorbis.
• В состав интегрирован инструментарий Betsy, применяемый для упаковки изображений в различные форматы текстур.
[ Видеообзор новых возможностей Godot 4.4 ](
https://www.youtube.com/watch?v=4Q46A_UaY_4 )
[ Показ некоторых последних игр Godot 2024 ](
https://www.youtube.com/watch?v=n1Lon_Q2T18 )
https://www.linux.org.ru/news/opensource/17906864