[ НЕОКОСМИЗМ | NEOCOSMISM ](
http://vk.com/club119756847 ) пишет: [
https://pp.userapi.com/c626627/v626627158/52677/0voriP0BbO0.jpg ](
http://vk.com/wall-23865151_10068?z=photo-119756847_456239345%2Fwall-23865151_10068 ) Вообще по-русски бесшабашное и все еще внесловарное словечко "запредел" (в отличие от освоенного лексикологами жаргонного "беспредел") - хорошее обозначение современного стиля, который рвется с поверхности, отработанной постмодернизмом, в новую глубь, рыхлую, рваную. Запредел - то самое запредельное, потустороннее, трансцендентное, что постмодернизм, казалось, навсегда изгнал из современной, вызывающе посюсторонней культуры. Если "эксплозив" указывает на взрывной метод нулевых, то "запредел" - на их метафизическую направленность: туда, в инаковое. Современный стиль - сочетание корректности, внешней расслабленности, плюрализма, унаследованных от постмодернизма, с внутренней напряженностью, повышенным болевым порогом - ведь каждая жилка этой гладко сплетенной и ухоженной цивилизации в любой миг может оборваться. Из-за террора или антитеррора, из-за экокатастрофы или технокатастрофы, из-за религиозных войн или информационных вирусов. При этом искусство симуляции и технология копирования/клонирования успешно развиваются, вступая в странный симбиоз с новым витализмом и гуманизмом. Я бы определил эту грань мироощущения начала XXI века как "техновитализм", трагиироническое соседство и переплетение двух тенденций, которые контрастно заостряют друг друга. Кажется, латинский корень vit (vita - жизнь) уходит из языка, все чаще заменяется на vitr (in vitro - в пробирке, в искусственной среде) или на virt (virtual - виртуальный, воображаемый, симулируемый). Растет могущество техники, все плотнее обступает нас виртуальное царство, все просторнее экраны компьютеров и телевизоров, множатся зоны беспроволочной связи, - коммуникативная прозрачность и переливаемость всего во все, техноутопия в стиле О. Хаксли... И одновременно какая-то оголенность всего человеческого существа, телесная жалкость, пронзительная тоска смертности, вновь ощутимая животрепетность силы, слабости, борьбы, сопротивления, экзистенциально раздетый мир, почти как у А. Платонова. Кстати, "Котлован" и "Дивный новый мир" писались почти одновременно, месяц в месяц, в начале 1930-х годов, на гребне мировой модернистской волны... Таков нынешний всплеск модерной тревоги после десятилетий постмодерной игровой расслабленности. Новое чувство времени, воля к творчеству, к чему-то небывалому и неповторимому прихoдят на смену постмодернистской рециклизации, утилизации стилевых отходов прежних эпох... Все это и составляет новизну нашего котлована, нашего нулевого цикла 2000-х, в середине которых мы уже незаметно оказались. Техновитализм - это искусство чувствовать живое и брать за живое, выворачивать его наизнанку какими угодно техническими средствами: не симулировать, а шевелить, расшевеливать. Возникает новое любопытство к жизни - после всех Матриц, всех информационных и генетических моделей. Сама техника начинает восприниматься виталистично, как нечто растущее, пухнущее, обволакивающее, живущее по своим неведомым законам. Современные технологии пытаются создать искусственную жизнь и искусственный разум, полные и даже превосходящие симуляции человеческого, но это еще не близкая перспектива. Скорее мы успеем пронаблюдать новую, загадочную форму жизни в самой технике, в том, как она размножается сама от себя, образует техносферу, впитывает в себя и пропитывает собой все биологическое. То, что начинает происходить с человечеством в момент достижения сингулярности, совершенно непредсказуемо. В таком мире, в самом центре цивилизационного взрыва, мы еще не жили. Все известные нам законы развития цивилизации относятся к пологой части кривой, и только сейчас мы начинаем осмыслять законы ее убыстряющейся, "коленной" части. Но что происходит в момент сингулярности, когда грандиозные прорывы начинают совершаться почти одновременно, с невообразимо уплотняющейся скоростью событий и перемен, - этого нам не дано не только предсказать, но и психологически предощутить. Экспоненциальный рост очень обманчив - поначалу он почти незаметен, а потом взрывается с сокрушительной силой. Взрывная волна, проходящая через весь нынешний виток развития цивилизации и обещающая к середине нашего столетия взметнуть ее вверх почти по вертикали. И такая же взрывная волна проходит через многокультурный мир, где усиливаются тенденции к дестабилизации, растождествлению, самоподрыву каждой культуры, всеми своими осколками разлетающейся в ранее закрытые пространства других культур. Нам всем приходится переквалифицироваться в этом нулевом цикле: наряду со своей профессией осваивать еще профессию взрывника - и одновременно искусство выживания во взрывающемся мире. Лишь транскультурное человечество, умеющее целенаправленно взрывать внутри себя замкнутые культурные ячейки, имеет шанс грамотно, самоуправляемо пережить взрывной рост цивилизации. Михаил Эпштейн