[#] «Собери себя - эксперимент»: «Я покажу тебе, сколь глубока кроличья нора»
RSS-bot(tavern,2) — All
2017-12-21 23:01:13


В рамках КРИЛ-2017 Drag'ом была выпущена игра «Собери себя — эксперимент», которая, судя по названию, вполне открыто позиционируется как экспериментальное произведение. Эксперименты ради поиска чего-то нового — это хорошо, но, к сожалению, игроки уж слишком часто оказываются их жертвами, поэтому с такими играми всегда надо быть настороже.

КРИЛу как-то последнее время везёт или «везёт» с психоделическими играми, использующими большое количество странных образов. Подобные игры — это всегда лотерея на основе личных ассоциативных связей игроков, если они вдруг срабатывают, то произведение цепляет. Возможно авторы пытаются так набрать дополнительных очков, ну или же сублимируют что-то сугубо личное, а мы просто подсматриваем через «дырку КРИЛа». Так или иначе, мы тут про игры, а не про кухонный психоанализ, поэтому к ним и перейдём.



> ах ты рибёнак, на тибе манный каща,
> у нас есть мамаща еще папаща,
> што хочещь ат мене ты натаща?
> твой рэйс дубай да свидания,
> твой рэйс дубай да свидания,
> ала ты кто такой давай до свидания!
> давай, иди, гуляй да свидания!
>






#### Сюжет игры


Сюжет игры представляет собой вариацию на тему очередного попаданца, правда не в прошлое, а в будущее (по крайней мере, так утверждают местные твари). Вместе с перемещением в новый мир главный герой отхватил стандартный набор из амнезии. В общем вполне типовой случай.

В прошлом на Земле произошло что-то нехорошее и некое существо, встреченное главным героем в самом начале, даёт пространную установку прогуляться по миру и разобраться. Мир выглядит довольно психоделично, хотя главный герой воспринимает это как должное, что вызывает в его отношении некоторые подозрения.

Однако нет, это не сплошная «наркомания», а скорей своеобразное иносказание, так как в странностях мира часто угадываются вполне узнаваемые образы и абстракции с отсылками к конкретным понятиям. То есть да, при пересказе это может звучать странно, но если читать самостоятельно, то выглядит не так уж глупо, хотя и своеобразно.



#### Литературная составляющая


Текст игры написан в специфической нарочито небрежной манере, часто самоироничной или подтрунивающей над некоторыми клише. Ну что-то вроде такого:



> «Вы обнаружили вокруг себя комнату, которую не помните, бла-бла-бла, в незнакомом мире.
>
> «Хм, как же банально ничего не помнить о произошедшем. Хотя ладно, пренебрегу бесполезными размышлениями, осмотрюсь лучше.»
>


То есть автор специально дистанцируется от претензий на высокую литературность, что может кому-то и не понравится, но, в отличии от откровенной безграмотности вроде «накатывая лицо в слезах», вполне может претендовать на особый стиль.

Впрочем, местами текст всё-таки режет глаз не очень грамотным использованием отдельных слов не из «пиджин словаря», которые употребляются не совсем в том значении, которое они имеют в современном русском языке:



> «Пройдя сквозь темноту, вы встретили не самую лицеприятную компанию...»
>


Но такого не очень много, так что сильно топтаться по тексту с учётом всех допусков в РИЛ особенно не за что. Если общий антураж игры понравится, то специфику текста можно пережить без особых проблем, если, конечно, вы не маньяк-филолог.



#### Игровая механика


По геймплею игра представляет собой достаточно простое интерактивное повествование в CYOA-стиле. Однако она старательно пытается обеспечить нелинейность практически в каждый момент времени хотя бы за счёт двух вариантов. Автор заявляет о 10 возможных концовках, так что любителям проходить разные ветки есть, где разгуляться. Лично я всё не проверял, так как мне подобные игры быстро наскучивают, но это я, а у вас могут быть свои пристрастия.

В «Собери себя — эксперимент», помимо простых выборов, также есть миниигры, правда часто они представляют собой просто «угадайку», то есть вопрос с вариантами ответа, который вам задаёт один из персонажей. В общем что-то типа ряда пазлов в «Вокзальных портретах», хотя в остальном эти игры мало похожи.

Варианты поведения даже порой позволяют отыгрывать конкретную роль персонажа, типа «хамло» или «хороший мальчик». И это даже будет способствовать некой модификации сюжетной линии, по которой пойдёт повествование, хотя и нельзя сказать, что модифицируемость сюжета уж очень сильная.

Впрочем ёмкость мира в игре достаточно большая, так что можно и просто побродить:



> «В центре наша башня, радиально вокруг нее располагаются 7 кварталов: Гнева, Похоти, Лени, Зависти, Обжорства, Гордыни, Жадности. Каждым управляет одноименная черта, их там почитают за королей и королев.»
>


В общем это достаточно несложная CYOA-игра с периодическими загадками, а также нелинейным сюжетом, ну и представленная в немного своеобразном сеттинге, хотя и не без некоторого вкуса.



#### В итоге


Я не могу сказать, что я в восторге, но некоторые идеи или хотя бы попытку их реализации я всё-таки оценил. Откровенно говоря, лично мне игра довольно быстро наскучила, но я человек, измученный парсерами, а у нас всегда синдром беспокойных рук, так что если постоянно не стучать по клавиатуре, что-то вводя, то мы быстро спекаемся.

Если говорить об общих ощущениях, то чем-то «Собери себя — эксперимент» напоминает «Приключения Алисы» Кэрролла или «Удивительного волшебника из страны Оз» Баума. Это тоже некоторый абсурдистский мир, но в действительности с вторым смысловым уровнем и рядом аллюзий и интертекстом. Игра, конечно, по степени проработки мира и глубине замысла с этими произведениями сравнения не выдерживает, но вот в некотором первом приближении она как раз что-то вроде них. Поэтому если подобное вам близко, а литературные особенности вас не отпугнули, то можете попробовать. Эта игра совсем не гениальна, но в своём роде небезынтересна.



#### Ссылка




* Играть on-line

Ссылка: https://ifhub.club/2017/12/21/soberi-sebya-eksperiment-ya-pokazhu-tebe-skol-gluboka-krolichya-nora.html