В рамках КРИЛ-2017 Drag'ом была выпущена игра «Подпольный военный», обращающаяся к реальным историческим событиям в своём сюжете. С одной стороны, это можно считать глотком свежего воздуха в атмосфере бесконечных фэнтезийных и фантастических произведений, но, боюсь, всё не так уж однозначно.
Обычно, когда автор обращается к конкретной исторической тематике, у него есть конкретная мотивация в виде дополнительных идей, раскрыть которые невозможно вне выбранной для сюжета эпохи и местности. Этим-то и хороши исторические художественные произведения. Однако с ними в русскоязычной интерактивной литературе, к сожалению, серьёзные проблемы, но насколько ситуация улучшилась после появления «Подпольного военного» это не такой уж простой вопрос. Ну или наоборот, очень простой, как посмотреть.
> Steh auf, steh auf, du Riesenland!
> Heraus zur großen Schlacht!
> Den Nazihorden Widerstand!
> Tod der Faschistenmacht!
>
> Es breche über sie der Zorn
> wie finstre Flut herein.
> Das soll der Krieg des Volkes,
> Der Krieg der Menschheit sein.
>
#### Сюжет игры
Вы что-то типа военного, хотя с не очень понятным статусом, и находитесь где-то в местности на направлении наступательного удара войск Вермахта. Далее вы попадаете на оккупированную территорию и действуете уже там в отрыве от основных сил и непосредственного командования.
Конкретный сюжет может развиваться по-разному, но, по большому счёту, всё является просто довольно бестолковым копошением в этих общих рамках. Ну а «подпольный военный» — это просто такой условный эвфемизм для партизана.
В целом, да, игра формально про Великую Отечественную войну, но говорить о не просто исторической достоверности, но даже об удачной стилизации или хотя бы общей логической правдоподобности, к сожалению, совсем не приходится. Да и сам автор использует термин Вторая мировая война, к тому же в неправильном написании («2 Мировая война»), что, наверное, лишний раз подчёркивает всю бездну некомпетентности в выбранной исторической тематике даже просто на уровне минимальной эрудиции.
#### Литературная составляющая
История рассказана довольно небрежным блёклым языком с часто встречающимися стилистическими ошибками, типа «Так вот эти полицаи и заставляют нас называть такое название». Часть подобных фраз произносится персонажами игры, так что можно было бы списать огрехи языка на попытку раскрытия их характеров, но в реальности такой грани в тексте не чувствуется. То есть нет чёткого разделения на грамотный язык автора и неграмотный язык отдельных персонажей, так что, по всей видимости, это объяснение здесь неуместно.
Вместе с этим, в речи героев часто попадаются слова, которыми в ту эпоху просто не разговаривали, поэтому в литературном смысле погружения в эпоху ожидать не стоит. Впрочем, по сюжетным событиям погружения тоже не будет. Если только к таковым не относить некоторые клише, судя по всему, непроизвольно пробравшиеся из современной повестки дня:
> "…выявили и расстреляли евреев не без помощи украинцев, перешедших на сторону фашистов."
>
Хотя в следующем предложении автор видно спохватывается и сглаживает:
> «Там не только украинцы были, еще и русские затесались.»
>
Судя по всему, это как раз одна из попыток подобными деталями выполнить стилизацию под историческую эпоху и происходившие в ней события, как их представляет автор, но попытка выглядит не очень удачной, да и генезис коллаборационизма больше завязан на иные факторы.
В общем, если в «Собери себя — эксперимент» небрежный язык смотрелся до определённой степени даже органично, то в «Подпольном военном» он скорей просто вызывает раздражение, также подкреплённое исторической недостоверностью и общей бестолковостью происходящего в рамках логики выбранной исторической канвы.
#### Игровая механика
> «Основные задачи партизанских действий: разрушение тыла противника, уничтожение его штабов и других военных учреждений, разрушение железных дорог и мостов, поджог и взрыв складов и казарм, уничтожение живой силы противника, захват в плен или уничтожение представителей немецких властей.»
>
(Приказ Народного комиссара обороны СССР И. Сталина № 00189 от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения»)
В описании автор особо напирает на то, что эта игра является рекордсменом по размеру на платформе «Аперо». Так ли это я не проверял, но даже если это правда, то в моих глазах это очков игре не добавляет, особенно с учётом того, что она стала надоедать мне намного раньше конца хотя бы одной сюжетной ветки, коих здесь несколько.
По механике это CYOA в виде скорей просто интерактивного рассказа, к которому сбоку приделан примитивный инвентарь. При этом, много абзацев, в которых выбор был бы логичен, заканчиваются просто безальтернативным вариантом типа «далее», а в других местах, где выбор есть, он либо не очень логичен, либо же его варианты приводят не к тем последствиям, которые ожидаются от всего предшествующего текста и названия выбора.
То есть игра, действительно, достаточно объёмная и имеет нелинейный сюжет, но вот сам процесс прохождения по этому сюжету довольно скучен и страдает от недостатка внутренней логики.
Кроме того, просто даже сюжетные повороты или поведение персонажей часто совсем не вписываются ни в логику предшествующего сюжета, ни в общую логику происходящего. Например, считается, что раненному красноармейцу, внезапно появившемуся в оккупированной немцами деревне, достаточно заручится словом одного селянина, что он его внебрачный сын, чтобы снять большую часть вопросов о том, кто он вообще такой и что здесь делает, после чего относительно свободно шататься по территории, сверкая повязкой на голове, ну и профессиональной гематомой на плече, которую может проверить любой минимально опытный человек. Ну и такое там сплошь и рядом, что для художественной условности представляется всё-таки перебором.
#### В итоге
Это не совсем дно, но одно из тех страшных приведений из подвалов КРИЛа, периодически оглашающих окрестности РИЛ своими нечленораздельными криками. Автор написал довольно глупую, а местами откровенно тупую игру с проблемами даже в общей логике происходящего, да к тому же выбрал для этого конкретные исторические события, но полностью провалил стилизацию под эпоху и соблюдение исторической достоверности. С учётом этого лично для меня вообще осталось непонятной мотивация привязки к Великой Отечественной войне, так как если подобная привязка выполняется, то это должно давать сюжету и игре какую-то дополнительную ценность: освещение реальных исторических событий, доскональное соблюдение достоверности быта или каких-то иных процессов, ну или хотя бы просто погружение средствами языка изложения. Ничего из этого автором сделано не было, а всё описанное можно с успехом просто переписать на оккупацию человечества инопланетянами, заменив ключевые слова, что только бы сделало игру лучше, сняв некоторые логические неувязки.
РИЛ, на мой взгляд, очень нужны хорошие игры с качественным погружением в те или иные реальные исторические события, но, к сожалению, мы пока чаще получает вот подобную развесистую клюкву.
Игра «Подпольный военный» — откровенно слабая работа, по сравнению с которой произведение того же автора с этого КРИЛа «Собери себя — эксперимент» выглядит намного интереснее. Сам Drag, судя по порядку но минирования работ на конкурс и собственным авторским откликам, делает ставку именно на «Подпольного военного», но я согласен лишь в том, что между этими играми есть сильный разрыв по местам, которые они заслуживают в результатах КРИЛа, но разрыв этот совсем не в пользу данной глупой спекуляции на теме Великой Отечественной войны.
#### Ссылка
* Играть on-line
Ссылка:
https://ifhub.club/2017/12/23/podpolnyy-voennyy-nashe-delo-pravoe-vrag-budet-razbit-pobeda-budet-za-nami.html