Автор: Василий Воронков
Ссылка:
http://ifprint.org/articles/review-constellation/
Признаюсь — на основе, так сказать, предрелизных «маркетинговых материалов» у меня сложилось вполне четкое представление о «Созвездии» еще до того, как я начал в него играть. Я так и представлял себе эпизод из фантастического сериала начала шестидесятых — картонные космические корабли, подвешенные на веревочках, огромные «ламповые» роботы с кубическими головами ну и, разумеется, бравые космические герои в синих трико и с невозможными прическами. Космос, фантастика, приключения крейсера «Энтерпрайз», т.е. «Созвездие», — да еще и в виде текстового квеста на INSTEAD! Ну, как можно пропустить такое? Однако на деле «Созвездие» оказалось совсем не тем, что я ожидал.
КосмоВАЗ на службе Федерации
«Созвездие» — это один из самых современных кораблей флота Федерации, проекта 94, бортовой номер К-117. Построен в 2224 при сотрудничестве «КосмоВАЗа», «Южмаша» и «Челябинского Тракторного», — так выглядит краткая справка о нашем крейсере в самом начале игры и, надо сказать, она создает определенный настрой. Пусть и не на «Энтерпрайз», но хотя бы на хорошую долю юмора в истории рассчитывать явно стоит. А может, это на самом деле пародия на те самые, смешные по нынешним меркам, сериалы шестидесятых — только с неповторимым русским смаком, которого так не хватает в поделиях из-за океана?
Но в действительности юмора в игре не так уж и много. Как и космических приключений. Первая глава, которая является, скорее, прологом к дальнейшему повествованию, проносится буквально за несколько минут. Слегка наигранные, но все равно довольно интересные разговоры со старпомом Морзе, спасение с корабля «под вражеским огнем» и один-единственный простенький квест «с бластером» — вот и все события, которые ожидают вас на «Созвездии». После этого герои, согласно традиции, расходятся по спасательным капсулам и переносятся прямиком во вторую главу, а вместе с тем и на непонятную планету, система защиты которой чуть не погубила их супер-современный звездолет.
Впрочем, я, пожалуй, немного увлекся пересказом сюжета.
Режиссерский дебют
«Созвездие» — это первая игра, написанная Романом «Irreman» для платформы INSTEAD. В игре есть музыка и цветные иллюстрации — красивые, хотя и не слишком многочисленные, большая часть которых приходится к тому же на начало игры. «Созвездие» представляет собой «менюшный» квест с инвентарем, причем сложность игры постепенно возврастает с вашим продвижением по главам и, если в начале верное решение всегда лежит на поверхности или добывается старым добрым методом «научного тыка», то ближке к концу даже бывалому игроку придется поломать голову над весьма запутанными загадками. Эту особенность «Созвездия» можно одновременно записать и в достоинства игры, и в ее недостатки. Увеличение сложности при переходе с уровня на уровень — вполне традиционный прием для игры «старой школы», однако я почувствовал себя слегка обманутым, когда из легкой, не напрягающей прогулки игра стала превращаться в набор пазлов. Но об этом — чуть позже.
Итак, делаем пометки на полях: графика — есть, музыка — есть (хотя автор умудрился подобрать такие композиции, что я при всем желании не могу написать про них ни хорошее, ни плохое, так как не могу уже припомнить ни единой ноты). Есть в «Созвездии» и еще одна полезная особенность, которая выгодно отличает его от многих других игр — игра сразу доступна на двух языках, и желающие попрактиковаться в знании английского могут попробовать пройти «Созвездие» на «иностранном».
А еще «Созвездие» — это только первая часть приключений одноименного космического корабля. На момент написания этой рецензии уже доступна вторая (впрочем, автор почему-то предпочитает называть ее третьей) под названием «Созвездие: Полет в бездну». Планируются и другие — если, конечно, не угаснет интерес.
Однако речь сейчас не о них, а том, что ждет игрока в самой первой части приключений космического крейсера.
Обитаемая планета
Завязка у «Созвездия», конечно, не самая оригинальная (хотя кто бы говорил) и, признаюсь честно, я бы предпочел провести чуть больше времени, исследуя космические просторы; однако и сюжетный поворот в стиле «крушение на неизвестной планете» вполне может стать началом для интересной истории. И, надо сказать, попытка придумать такую историю у автора явно была.
В роли вашего альтер эго в «Созвездии» выступает капитан Киркунов, который, вопреки военно-морской традиции, бросил свой корабль при первых же признаках опасности. Впрочем, продукция КосмоВАЗа, возможно, и не стоит того, чтобы отправляться вместе с ней на тот свет. Как бы то ни было, во второй главе игры мы оказываемся рядом с разбитой капсулой, без каких-либо припасов, но зато со «стимпаком» и бластером наперевес. Чего стоит ожидать дальше? Страшных чудовищ, от которых придется отстреливаться? Обойдется, разумеется, не без этого, однако приключения, которые ждут вас в дальнейшем, напоминают вовсе не старомодную фантастику, а, скорее, эпизод из какой-нибудь постапокалиптической RPG, где герой слоняется по ядерным пустошам, периодически выполняя дежурные квесты.
Нет, бесспорно, приключения Киркунова пусть и не соответствуют каким-то там надуманным ожиданиям, но вполне интересны — игрока ждут и неожиданные встречи, и непредсказумые сюжетные повороты. Не забывает автор и рассказать о причинах незаслуженного нападения на «Созвездие» — как говорится, «поведать тайну планеты». Однако, точно так же, как яркие цветные иллюстрации практически исчезают к середине игры, так и повествование, начавшееся с космическо-эпическим размахом, как-то безнадежно выдыхается, превращаясь в метания по «задним дворам», «генераторным» и прочим тесным и не слишком-то интересным «комнатам».
Подобный подход отлично бы сработал в какой-нибудь другой игре, однако в «Созвездии» возникает впечатление, что автор попросту не реализует весь потенциал своего игрового мира. Целая планета, сумасшедший ИИ, странные обитатели — и неужели все это сводится к тому, что игрок вынужден будет подбирать, в каком порядке «воткнуть рубильники» или взламывать энный по счету терминал, пытаясь попасть мышкой в мелкие цифры?
Капитан-электрик
Как уже было сказано выше, квесты в «Созвездии» усложняются где-то с середины игры, увеличивается и их количество, однако разнообразием загадки при этом не отличаются, и где-то под конец я ощущал себя вовсе не космическим героем, а, скорее, слесарем-электриком, которому раз двадцать приходилось менять постоянно перегорающие предохранители. Все это достигает апогея в головоломке в стиле «переключи рубильники в правильном порядке», которая, может, не так уж плоха сама по себе, но на фоне остальных квестов лишь подкрепляет игрока во впечатлении, что вместо космических приключений он получил задания несколько иного сорта.
На мой взгляд автор явно мог бы придумать и чуть более разнообразные квесты — что-нибудь помимо бесконечных терминалов, предохранителей и прочих электро-приборов. Да и с переходом в новые главы хотелось бы, чтобы игровой мир расширялся, а не схлопывался до парочки комнат. Но, по правде сказать, «Созвездие» в плане игрового процесса ничуть не хуже большинства других текстовых игр — просто в других играх зачастую нет и такого эпического размаха, который автор «Созвездия» просто не смог сохранить до конца.
В следующей серии…
В заключение хочу сказать, что «Созвездие» — это вполне добротная игра, которая наверняка понравится многим любителям текстовых приключений. Да, автор не смог реализовать потенциал своей истории до конца, и при желании в «Созвездии» можно найти немало недостатков — и загадки не всегда отличаются разнообразием, и развитие сюжета немного хаотичное, точно историю приключений Киркунова писали на манер сетевого романа, придумывая события на ходу, да и общий тон повествования выбран не самый удачный. С одной стороны, история подается без излишней серьезности, автор ни на секунду не дает забыть, что это — всего лишь игра, причем «квест, а не шутер», с другой — при внимательном осмотре особого юмора в «Созвездии» тоже не наблюдается, хотя предпосылки явно имеются.
При этом на другой чаше весов мы имеем вполне законченную, а не скомканную где-то в середине историю, местами сложный и однообразный, а местами слишком простой, но все же довольно интересный игровой процесс ну и, разумеется, само «Созвездие», построенное «КосмоВАЗом», «Южмашем» и «Челябинским Тракторным», приключения которого к тому же не заканчиваются на этой игре.
И, что немаловажно, несмотря на все перечисленные здесь недастатки, все-таки хочется узнать, что же там случилось с «Созвездием» дальше, в следующем эпизоде приключений капитана Киркунова и его команды.